ДЕПАРТАМЕНТ ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Тарифы, оплата жилищно-коммунальных услуг


Тарифы для населения за коммунальные услуги в 2015 году

Плата за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения города Новосибирска в 2015 году


Как снять начисления и произвести перерасчет платы за наем жилого помещения?

Гражданам, которые приватизировали жилые помещения до 2011 года, необходимо представить в департамент копию свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение. Часы приема: вторник и четверг с 14:00 час. до 16:00 час. (зал заседаний на 1 этаже).
Информацию можно направить в электронном виде через  интернет – приемную департамента:
1. Предварительно заполнить бланк заявления о снятии начисления платы за социальный наем;
2. Сделать электронную копию (отсканировать) свидетельства о государственной регистрации права собственности имущества (квартиры);
3. Перейти в раздел интернет – приемной департамента, заполнить обязательные поля для заполнения, вложить (прикрепить) электронные версии документов (п. 1, п. 2), завершить отправку обращения из интернет – приемной департамента.

Как производится начисление платы за услуги отопления?

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 и постановлению Правительства Новосибирской области от 20.01.2015 № 17-п о внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 10.09.2012 № 419-п «Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области на 2012-2014 годы», на территории Новосибирской области до 01.07.2016 сохраняется прежний порядок начисления платы за услуги по отоплению, т.е. по среднемесячным показаниям приборов учета за предыдущий год, а при их отсутствии – по нормативам потребления, действующим по состоянию на 30 июня 2012 года, а перерасчет платы осуществляется 1 раз в год (в соответствии с п. 2, п.п. 3 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, с изменениями и дополнениями).
Данный порядок обеспечивает защиту малоимущих граждан, пенсионеров, так как бремя расходов по отоплению равномерно распределяется на весь календарный год. Решение общего собрания собственников помещений по внесению платы за услуги отопления только в отопительный период неправомочно, так как ни одна из норм Жилищного кодекса Российской Федерации не относит определение размера платы за коммунальные услуги к вопросам, входящим в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Как производится начисление платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных бойлерами?

При оборудовании многоквартирного дома индивидуальными тепловыми пунктами (бойлерами) применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в которых четко прописан порядок начисления платы гражданам, проживающим в многоквартирных домах с самостоятельным приготовлением горячей воды при помощи оборудования, входящего в состав общего имущества (п. 40 и 54):
за горячее водопотребление – за подогрев воды, в соответствии с фактическими показаниями индивидуальных приборов учета, согласно расчетной величине тепловой нагрузки на подогрев 1 куб. м воды;
за отопление – разница между показаниями общедомового прибора учета и объемом тепловой энергии на подогрев воды распределяется по лицевым счетам граждан, пропорционально площади.

Как производится начисление платы за услуги водопотребления на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства от 06.11.2011 № 354 (формулы № 11, 12), разница между объемом коммунальных ресурсов, определяемым по показаниям общедомового прибора учета, и фактическим начислением платы гражданам по ИПУ и нормативам потребления, распределяется на всех собственников пропорционально площади.
В соответствии с п. 44 Правил (в редакции постановления от 16.04.2013 № 344) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления на общедомовые нужды, утвержденных приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 16.08.2012 № 170-В (в редакции приказа от 28.05.2013 № 66-В). Норматив потребления на общедомовые нужды на холодную и горячую воду одинаков и составляет 0,027 куб. м на 1 кв. м площади помещений общего пользования. Данные нормативы вступили в законную силу с 01.12.2013.
Исключение составляют многоквартирные дома, в которых собственники помещений на общем собрании приняли решение о распределении разницы между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учета по лицевым счетам граждан.

Как производится начисление платы гражданам за услуги водопотребления в многоквартирных домах, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета?

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в составе платы за услуги водопотребления отдельно должны вносить:
плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, исходя из показаний индивидуальных приборов учета либо нормативов потребления;
плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний общедомового прибора учета, либо нормативов потребления.
Нормативы потребления на общедомовые нужды утверждены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 16.08.2012 № 170-В (в редакции приказа от 28.05.2013 № 66-В). Норматив потребления на общедомовые нужды на холодную и горячую воду одинаков и составляет 0,027 куб. м на 1 кв. м. площади помещений общего пользования. Данные нормативы вступили в законную силу с 01.12.2013.

Как производится начисление платы за электропотребление на общедомовые нужды?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии, начисление платы за электропотребление на общедомовые нужды осуществляется согласно формуле 12 Приложения № 2 Правил. Разница между объемом коммунальных ресурсов, определяемым по показаниям общедомового прибора учета, и фактическим начислением платы гражданам по ИПУ и нормативам потребления, распределяется на всех собственников, пропорционально площади.

При отсутствии в доме общедомовых приборов учета, начисление платы гражданам за потребленный объем электроэнергии на общедомовые нужды осуществляется по нормативам потребления, установленным приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 № 168-ЭЭ. Нормативы рассчитаны на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Данные нормативы дифференцированы по этажности многоквартирных домов и степени оборудования многоквартирного дома индивидуальными тепловыми пунктами. Согласно информационному письму департамента по тарифам от 02.11.2012 № 733-10/05 «О применении нормативов потребления коммунальных услуг», в целях определения размера общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении коммунальной услуги по электроснабжению, потребляемой на общедомовые нужды, учитывается разница между общей площадью всего многоквартирного дома и суммарной площадью жилых и нежилых помещений. Нормативы рассчитаны таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи общедомовых приборов учета.

С какого времени вводится повышающий коэффициент по оплате за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета?

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
с 01.04.2015 по 30.06.2015 – 1,1;
с 01.07.2015по 31.12.2015 – 1,2;
с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4;
с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 1,5.

Почему оплата за обслуживание лифтов зависит от площади жилого помещения, а не от количества проживающих граждан?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 пассажирские лифты входят в состав общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования включаются в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилья, который утверждается на общем собрании собственников. Соразмерно перечню устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилья. Так как размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, то следовательно, расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких помещений в доме. Указанный подход отражен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2005 № ГКПИ05-588, а также в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009 № 6177-АД/14.

Как производится оплата за вывоз твердых бытовых отходов?

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) включена в содержание общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, услуга по вывозу ТБО предусматривается в перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно статьям 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет каждый собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество. В свою очередь, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что расходы на сбор и вывоз ТБО должны оплачиваться исходя из общей площади помещений, что также подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2007 № ГКПИ07-985.

Дополнительно сообщаю, что 29.12.2014 в Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены изменения, согласно которым отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отнесены к твердым коммунальным отходам. Поэтому в течение 2015 года будут разработаны и утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов. До введения указанных нормативов, расходы на сбор и вывоз твердых бытовых отходов должны распределяться на площадь помещений в многоквартирном доме.

Как производить начисление платы за коммунальные услуги гражданам при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды при проживании граждан, не зарегистрированных в многоквартирном доме?

Порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги определяется статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги по месту жительства. В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, установлено, что гражданин, прибывший на новое место жительства на срок более 90 дней, по истечении указанного срока обязан обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Если граждане проживают в жилом помещении без регистрации, то это является нарушением действующего законодательства. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может установить порядок начисления платы за отдельные виды коммунальных услуг, исходя из количества фактически проживающих граждан. Для подтверждения факта проживания гражданина в жилом помещении без регистрации необходимо составить акт с участием соседей и представителя управляющей компании.
В этом случае оплата за отдельные виды коммунальных услуг должна производиться по месту фактического проживания, а справки об оплате предоставляться по месту регистрации.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 внесены поправки в п. 56 Правил по данному вопросу следующего содержания: «Если Исполнитель (УК, ЖК, ЖСК, ТСЖ) располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, Исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается Исполнителем и Потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта, он подписывается не менее чем двумя потребителями и Председателем Совета многоквартирного дома. Акт в течение 3-х дней со дня его составления направляется Исполнителем в органы внутренних дел или органы, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции». Составленный в установленном порядке акт является основанием для начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги исходя из количества фактически проживающих граждан.