ДЕПАРТАМЕНТ ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Юридические аспекты управления МКД


Вопрос: какие существенные условия должны быть отражены в договоре управления с управляющей организацией?

Ответ: Существенными условиями договора управления, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, в соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

В случае если данные условия не отражены в договоре управления, такой договор управления считается не заключенным.

На официальном сайте департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города http://www.degkh.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Управление многоквартирными домами» размещены рекомендуемые условия договора управления многоквартирным домом, разработанные департаментом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Вопрос: вправе ли управляющая организация взимать с собственников помещений в многоквартирном доме плату за обслуживание домофонной системы?

Ответ: Учитывая Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14, от 27.04.2011 № 8055-14/ИБ-ОГ, домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Следовательно, обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона как общего имущества возлагается именно на управляющую организацию. Обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.

Если домофон отнесен к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (был установлен застройщиком согласно проекту либо смонтирован после ввода дома в эксплуатацию и решением общего собрания включен в состав общего имущества), плата за его обслуживание является элементом платы за содержание общего имущества.

Если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества многоквартирного дома (принято соответствующее решение собственников), во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.


При продаже, сдаче в аренду, пользование, залог помещения общего имущества (подвальное помещение) одного из трех домов решение принимает общее собрание ТСЖ или собрание конкретного дома, к которому относится помещение?

Прежде всего необходимо отметить, что поскольку ч. 4 ст. 37 ЖК РФ запрещает собственнику помещения в многоквартирном доме отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение, то переход права собственности в целом на помещение, относящееся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, возможен только в случае приобретения лицом права собственности на все помещения в многоквартирном доме (то есть многоквартирный дом должен стать домом, где все помещения принадлежат одному лицу).

В любом другом случае продать, а также заложить помещение, относящееся к общему имуществу, невозможно.

Что касается предоставления помещения, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в пользование или в аренду, то в настоящее время такие вопросы отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Из компетенции товариществ собственников жилья эти вопросы изъяты (ст. 1 Федерального закона от 27.09.2009 № 228-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время решение о сдаче в аренду, пользование помещения общего имущества в многоквартирном доме, принимается общим собранием собственников помещений в таком доме.

При этом то обстоятельство, что данный многоквартирный дом находится в составе товарищества собственников жилья, объединяющего несколько многоквартирных домов, не имеет значения в рассматриваемой ситуации. Решение должно приниматься общим собранием того многоквартирного дома, в котором находится помещение.

Кто осуществляет контроль за деятельностью управляющей организации?

Осуществление контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления осуществляется собственниками помещений на основании заключённого договора управления. В случае не исполнения договорных обязательств собственники помещений могут обратиться в суд за защитой нарушенных прав или в органы власти, имеющие право применения мер реагирования на нарушения в области жилищно-коммунального хозяйства:

по вопросам нарушения законодательства – органы прокуратуры;

по вопросам нарушения прав потребителей – органы Роспотребнадзора;

по вопросам нарушения технических регламентов эксплуатации жилищного фонда – органы Государственной жилищной инспекции.

В случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления по содержанию и эксплуатации многоквартирного жилого дома, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники могут принять решение о смене управляющей организации, способе управления многоквартирным домом.

Оформление доверенности уполномоченному лицу на представление интересов собственника(ов) помещений в многоквартирном доме

Собственник помещения имеет право уполномочить своего представителя голосовать на собрании от имени собственника. Данное полномочие может вытекать из содержания федеральных законов, а также иных правовых актов государственных или муниципальных органов. Указанное полномочие может также следовать из доверенности, оформленной с соблюдением требований части 2 статьи 48 Жилищного кодекса РФ.

Доверенность на голосование может быть оформлена в нотариальной форме по правилам, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993. Если по каким-либо причинам собственник помещения в многоквартирном доме не сочтет целесообразным нотариальное удостоверение указанной доверенности, то ее необходимо оформить по правилам п. 4 и 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ. В этом случае, доверенность от имени гражданина удостоверяется организацией, в которой доверитель работает или учится, либо жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства, либо администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на лечении.

В соответствии с нормами ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, от имени собственников вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, подтвержденное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством (более 50 % голосов) собственников помещений в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 48 ЖК РФ доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные). Поскольку действия, в отношении которых выдается доверенность, связаны с представлением интересов собственника помещения, в ней должны быть указаны документы, подтверждающие право собственности на это помещение. Прямая обязанность по указыванию документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, в Жилищном кодексе РФ отсутствует.

Ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления, выбранного на общем собрании, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила).

Пунктами 41 и 42 Правил устанавливается ответственность собственников помещений и управляющих организаций и лиц за ненадлежащее содержание общего имущества. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления многоквартирным домом.

Статьей 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

Расторжение договора управления многоквартирным домом

В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда:

в связи с окончанием срока его действия;

при существенном нарушении договора другой стороной;

в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Частью 6 ст. 162 ЖК РФ предусматривается, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Обязанность по внесению платы за пользование лифтом

В силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ лифт входит в состав общего имущества в доме, принадлежащего собственникам на праве общей долевой собственности. В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое должно быть соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество. Плата за содержание и ремонт жилого помещения должна начисляться всем собственникам жилого дома.

Данное положение подтверждается судебной практикой. Верховный Суд РФ разъяснил, что, поскольку в соответствии со статьей 36 ЖК РФ лифты относятся к общему имуществу многоквартирного дома, в расходах на его содержание и ремонт должны участвовать все собственники, в том числе и проживающие на первых этажах многоквартирных домов (решение ВС РФ от 26.05.2005 № ГКПИ05-588).

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Следовательно, управляющая организация не вправе самостоятельно устанавливать размер платы за обслуживание лифтов без соответствующего решения собственников помещений в многоквартирном доме, зафиксированного в протоколе решения общего собрания. В случае отсутствия такого решения, Вы можете обжаловать действия управляющей организации по самостоятельному установлению тарифов в судебном порядке.